DиглDизайн
8 (800) 350-35-96
закрыть
  • +7 (499) 706-88-89
  • +7 (499) 780-36-82
  • +7 (499) 367-55-96
  • +7 (499) 367-06-48
9:00—18:00 / пн—пт
Наши менеджеры ответят на звонок или перезвонят вам в рабочее время в будние дни.
105037, Москва, ул. Первомайская, д.1
вся контактная информация
  • +7 (499) 706-88-89
  • +7 (499) 780-36-82
в корзине нет товаров

Допечатная подготовка в трафаретной печати: технологии и ассортимент

Подготовка трафаретной печатной формы

Поскольку сетка является носителем эмульсии, особенно важно правильно ее выбрать для каждой отдельной печатной работы.

Основные характеристики сетки - количество нитей на сантиметр (нит/см) и диаметр нити в микронах.

Существуют сетки номиналом от 8 до 200 нит/см с разной толщиной нити. Чем больше толщина нити, тем меньше открытая ячейка сетки, и, значит, меньшее количество краски пройдет через ячейки. С другой стороны, трафаретная сетка с более толстой нитью более стабиль­на. Открытая ячейка - это простран­ство между двумя продольными или поперечными нитями.

В 99% случаев при производстве трафаретных сеток применяют простое по­лотняное плетение 1:1 (маркировка PW). Прежде использовали двойное, или саржевое плетение 2:1 (маркировка TW), однако такой тип да­ет менее гладкую поверхность сетки.

Еще один важный критерий выбора сетки - знание о том, какой краской бу­дет произведена печать.

В каждой краске находится достаточно большое количество твердого вещества: пигмен­ты и различные добавки, качество ко­торых зависит от того, насколько тонко размолот этот пигмент. Для протекания краски открытая ячейка должна быть, по крайней мере, в 3 раза больше, чем величина зерна пигмента; в противном случае сетка будет, как сито отсеивать крупные частицы. Размер пигмента особенно важен для тех печатников, которые работают для керамической и текстильной промышленности, т.к. со­ответствующие краски могут быть дос­таточно грубыми по размолу, а значит, необходимо большое открытие ячеек. Во всех других областях трафаретной печати этот момент более сглажен и не является настолько очевидным. В УФ- красках пигмент размолот очень тонко и позволяет использовать сетку 150 - 200 нит/см для получения на оттиске высоко­го разрешения.

Трафаретные сетки бывают белого, желтого и оран­жевого цветов. Преимуществом белой сетки является возможность очень быстро просветить эмульсию. Однако, при по­падании на нее свет рассеивается, эмульсия не получает достаточной энергии, в результате чего возможно получение неровных краев, нечетких контуров линий или точек. Вместо ожидаемых ровных краев печатных элементов из-за «недосветки» в белой сетке получаем их искаже­ние, и в результате уменьшение разме­ров элементов - сужение. Так, вместо четкого очерченного круга или овала диаметра нити происходит уменьшение открытого участка трафарета и объема ячейки, а, следовательно, уменьшение объема пропускаемой краски. Для большинства работ рекомендуется вы­бирать не экстремальные, а средние значения толщины нити, например, универсальную сетку 150 - 31 можно рекомендовать практически для всех случаев. Если нужно больше краски, следует выбрать более тонкую нить, а если меньше краски - более толстую.

Для того чтобы правильно выбрать но­минал сетки, нужно, прежде всего, по­нять, линии какой толщины и какого размера точки должны быть напечата­ны, т.е. какого разрешения мы хотим добиться. Носитель трафарета - сетка, и конечное разрешение при печати за­дается, прежде всего, размером ячей­ки. Наименьший размер точки здесь - это сумма двух диаметров нитей и од­ной открытой ячейки. Произ­водители сетки обычно рекомендуют выбор спецификации сетки в зависи­мости от линиатуры (количества раст­ровых точек на см), с которой должна быть напечатана растровая картинка.

Для того, чтобы подготовить трафа­ретную форму, выбранную сетку прик­леивают к раме. Раньше рамы делали из дерева, а сетку прикрепляли к ним скобами. Преимущество деревянных рам в простоте и скорости изготовле­ния трафарета. Но такие рамы неста­бильны, сетка быстро провисает, и. по­лучаемый результат часто далек от желаемого. Для современных рам ис­пользуются алюминиевые профили, которые обеспечивают размерную ста­бильность и износоустойчивость ТПФ. Для печати по текстилю пред­назначен профиль с вогнутой внутрен­ней кромкой. Больше других распрост­ранен прямоугольный профиль. Очень часто используется профиль SLOPE с наклонной внутренней кромкой, кото­рая дает преимущество при смывке формы. Когда смываем рамку прямоу­гольного профиля, в нижней части - там, где сетка соединяется с рамкой, накопление растворителя может пов­редить сетку и копировальный слой. При наклонном же профиле раствори­тель стекает, не задерживаясь в рамке. Еще одно преимущество использова­ния профиля с наклонной кромкой - стабильность рамы.

Основные требования - ровная поверх­ность, тщательно очищенная и без рез­ких кромок. Для хорошей адгезии по­верхность в области приклеивания сетки обязательно должна быть шеро­ховатой. Рамы промышленного изго­товления подвергаются пескоструйной обработке. Некоторые печат­ники используют рамы собственного или кустарного производства. В этом случае часто приходится сталкиваться с тем, что поверхность рамы становит­ся абсолютно гладкой и обладает низ­кой адгезией. На сред­нем изображении шерохование было сделано с помощью грубой шлифо­вальной машины. Такая рама в работе неустойчива, потому что в большие трещины или углубления попадает большое количество растворителя - рано или поздно в этом месте сетка отклеится от рамы.

Существуют две системы натяжения трафафаретных сеток: механическая и пневматическая. Преи­муществом механической системы без использования электричества и подачи сжатого воздуха является ее гибкость и возможность натяжения сетки на ра­мы различных размеров. С другой стороны, из-за использования человеческой силы, может произойти довольно серьезная ошибка - неравно­мерное натяжение по разным направ­лениям плетения нити. В механическом натяжном устройстве можно положить одновременно несколько рам на одну натягиваемую поверхность. В зависи­мости от конструкции натяжного уст­ройства, можно натянуть раму доста­точно большого размера.

Пневматическая система, конечно, бо­лее дорогая, но зато она дает быстрое, точное и равномерное натяжение по продольным и поперечным нитям. В 90% случаев сейчас используют пнев­матические устройства. Недостаток этой системы - сложная перенастрой­ка на другой размер рамы.

В начале процесса натягивается сетка, расположенная над рамой. Дальше в секционной схеме натяжения зажим тя­нет на себя сетку, ответная деталь дви­жется в противоположном направлении и давит на кромку алюминиевой рамы, при этом рама немного деформируется и сжимается. После приклеивания рама освобождается от давления - так сетка получает дополнительное натяжение. Кроме того, существуют одно- или двухконтурные системы подачи сжато­го воздуха. Одноконтурная система ис­пользуется для рамок с длиной стороны до 150 см. Диаметрально расположенные зажимы попарно сое­динены для подачи сжатого воздуха. Двухконтурная система используется для рам больших размеров (более 150 см). В этой системе натяжение до по­ловины конечного значения происхо­дит сначала в продольном, а затем в поперечном направлении плетения. За­тем оба контура регулируются для ус­тановки конечного натяжения.

При натяжении сетки очень важно ис­пользовать значения натяжения, реко­мендованные производителем Трафаретные сетки с одинаковой линиатурой, но с большим диаметром нити имеют более высокие значения натяже­ния, поскольку нить более высокого диаметра более прочная, и выдержива­ет большие нагрузки.

Сетка должна быть закреплена с четы­рех сторон и строго по направлению нитей плетения. При этом следует из­бегать избыточного натяжения на уг­лах, формируя так называемые «кар­маны», потому что при сильном натяжении, особенно с помощью зажи­мов, может произойти разрыв сетки. Кроме того, следует обеспечить абсо­лютно ровную линию зажимов. Для контроля лучше всего предварительно провести на' сетке линию маркером. Поверхность рамы должна быть ров­ная, кромка без острых выступов. Не­обходимо поддерживать и проверять степень натяжения.

Существует несколько методов натяже­ния сетки. При стандартном методе после натяжки для восстановления и стабилизации выдерживается некото­рое время и перед приклеиванием обя­зательно контролируем степень натя­жения сетки. Интервальный метод используется только на пневматических установках, натяжение делается интер­валами - сначала натяжение, потом ста­билизация (или релаксация) сетки, опять натяжение, опять релаксация. Быстрый способ рекомендуется в иск­лючительных случаях, когда во время печати тиража вдруг лопается сетка и необходимо быстро сделать трафарет. В этом случае сетка натягивается сразу со значением натяжения больше номи­нального на 15%, поскольку именно настолько упадет натяжение после снятия нагрузки. Сетка должна быть моментально приклеена к раме, тогда с ней можно работать дальше. Для стандартного натяжения такой способ не корректен.

Возможных причин потери напряжения много, чаще всего на стабильность влияет их совокупность.

  1. Отсутствие времени на релаксацию перед приклеиванием сетки к ра­ме.

  2. От исходного уровня 25 н/см в за­висимости от затраченного време­ни на релаксацию. Если время на релаксацию было всего 5 мин, снижение степени натяжения про­исходит достаточно резко. Этот пример иллюстрирует описанный выше быстрый способ натяжения, когда нет времени на релаксацию и нужно считаться с вынужденной большой потерей степени натяже­ния. В последнем случае не пожа­лели времени на релаксацию (30 мин.) и подождали, пока сетка восстановится - здесь снижение степени натяжения произошло не так резко. При таком способе по­лучаем качественный трафарет и стабильный результат.
  3. Если сетка изготовлена из полиэ­фира (а этот материал очень восп­риимчив к колебаниям температу­ры), то ее не стоит использовать при очень высоких и очень низких температурах, т.к. они влияют на потерю натяжения.

  4. Организовано PR-сопровождение значимых Слабый профиль рамы, механическое воздействие рамы на сетку и неравномерная фиксация сетки.

Главное, на что следует обратить вни­мание - сетка теряет приблизительно 15% от максимального напряжения. Чтобы удержаться в этих рамках, нуж­но делать натяжение сетки на пневма­тических устройствах и давать предва­рительное натяжение, или же позаботиться о том, чтобы выдержать более продолжительный период релак­сации.

Клей для закрепления сетки нужно го­товить в соответствии с технической инструкцией. В его состав входят собственно клей и отвердитель, соотношение которых при смешивании указывается в весовых %. Для пра­вильной работы обязательно нужно пользоваться электронными весами. Поскольку отвердитель тяжелее клея, невозможно определить его количест­во по объему, это делается только по весу. Для тщательного перемешива­ния отвердителя с клеем предназначе­на емкость, выполненная из специаль­ного пластика, который химически не реагирует с клеем. Если остатки клея засохнут в емкости, их можно будет легко удалить, и использовать емкость многократно. Готовый клей на­носят на кромку рамы коротко обре­занной кисточкой. После этого выдер­жать короткое время для высыхания и полимеризации клея, а затем обрезать сетку. Рекомендуется расположить грузы по внутреннему периметру ра­мы для максимально плотного приле­гания сетки к раме.

Следует обязательно проводить про­верку степени натяжения. Тест проводится с помощью прибора для измерения силы натяжения - тензометра. Тестируемые направления - продольное и попереч­ное.

Из представленного ассортимента са­мый современный продукт, очень быстро отверждаемый, закрепляю­щийся на подложках различного вида - KIWOBOND 1100 PowerGrip. Это но­вое поколение клея со временем за­менит всем известный KIWOBOND 1000 НМТ, который сейчас пользуется наибольшим спросом.

Некоторые компании маркируют свои трафареты разными цветами, напри­мер, все трафареты 120 нит/см марки­руются голубым цветом; 150 нит/см - зеленым. По цветам легко различать серии трафаретов. Пользуясь цветны­ми пастами KIW0C0L0R, можно окра­сить клей и таким образом отмаркировать трафареты.

назад, в список