Допечатная подготовка в трафаретной печати: технологии и ассортимент
Подготовка трафаретной печатной формы
Поскольку сетка является носителем эмульсии, особенно важно правильно ее выбрать для каждой отдельной печатной работы.
Основные характеристики сетки - количество нитей на сантиметр (нит/см) и диаметр нити в микронах.
В 99% случаев при производстве трафаретных сеток применяют простое полотняное плетение 1:1 (маркировка PW). Прежде использовали двойное, или саржевое плетение 2:1 (маркировка TW), однако такой тип дает менее гладкую поверхность сетки.
Еще один важный критерий выбора сетки - знание о том, какой краской будет произведена печать.
В каждой краске находится достаточно большое количество твердого вещества: пигменты и различные добавки, качество которых зависит от того, насколько тонко размолот этот пигмент. Для протекания краски открытая ячейка должна быть, по крайней мере, в 3 раза больше, чем величина зерна пигмента; в противном случае сетка будет, как сито отсеивать крупные частицы. Размер пигмента особенно важен для тех печатников, которые работают для керамической и текстильной промышленности, т.к. соответствующие краски могут быть достаточно грубыми по размолу, а значит, необходимо большое открытие ячеек. Во всех других областях трафаретной печати этот момент более сглажен и не является настолько очевидным. В УФ- красках пигмент размолот очень тонко и позволяет использовать сетку 150 - 200 нит/см для получения на оттиске высокого разрешения.
Трафаретные сетки бывают белого, желтого и оранжевого цветов. Преимуществом белой сетки является возможность очень быстро просветить эмульсию. Однако, при попадании на нее свет рассеивается, эмульсия не получает достаточной энергии, в результате чего возможно получение неровных краев, нечетких контуров линий или точек. Вместо ожидаемых ровных краев печатных элементов из-за «недосветки» в белой сетке получаем их искажение, и в результате уменьшение размеров элементов - сужение. Так, вместо четкого очерченного круга или овала диаметра нити происходит уменьшение открытого участка трафарета и объема ячейки, а, следовательно, уменьшение объема пропускаемой краски. Для большинства работ рекомендуется выбирать не экстремальные, а средние значения толщины нити, например, универсальную сетку 150 - 31 можно рекомендовать практически для всех случаев. Если нужно больше краски, следует выбрать более тонкую нить, а если меньше краски - более толстую.
Для того чтобы правильно выбрать номинал сетки, нужно, прежде всего, понять, линии какой толщины и какого размера точки должны быть напечатаны, т.е. какого разрешения мы хотим добиться. Носитель трафарета - сетка, и конечное разрешение при печати задается, прежде всего, размером ячейки. Наименьший размер точки здесь - это сумма двух диаметров нитей и одной открытой ячейки. Производители сетки обычно рекомендуют выбор спецификации сетки в зависимости от линиатуры (количества растровых точек на см), с которой должна быть напечатана растровая картинка.
Для того, чтобы подготовить трафаретную форму, выбранную сетку приклеивают к раме. Раньше рамы делали из дерева, а сетку прикрепляли к ним скобами. Преимущество деревянных рам в простоте и скорости изготовления трафарета. Но такие рамы нестабильны, сетка быстро провисает, и. получаемый результат часто далек от желаемого. Для современных рам используются алюминиевые профили, которые обеспечивают размерную стабильность и износоустойчивость ТПФ. Для печати по текстилю предназначен профиль с вогнутой внутренней кромкой. Больше других распространен прямоугольный профиль. Очень часто используется профиль SLOPE с наклонной внутренней кромкой, которая дает преимущество при смывке формы. Когда смываем рамку прямоугольного профиля, в нижней части - там, где сетка соединяется с рамкой, накопление растворителя может повредить сетку и копировальный слой. При наклонном же профиле растворитель стекает, не задерживаясь в рамке. Еще одно преимущество использования профиля с наклонной кромкой - стабильность рамы.
Основные требования - ровная поверхность, тщательно очищенная и без резких кромок. Для хорошей адгезии поверхность в области приклеивания сетки обязательно должна быть шероховатой. Рамы промышленного изготовления подвергаются пескоструйной обработке. Некоторые печатники используют рамы собственного или кустарного производства. В этом случае часто приходится сталкиваться с тем, что поверхность рамы становится абсолютно гладкой и обладает низкой адгезией. На среднем изображении шерохование было сделано с помощью грубой шлифовальной машины. Такая рама в работе неустойчива, потому что в большие трещины или углубления попадает большое количество растворителя - рано или поздно в этом месте сетка отклеится от рамы.
Существуют две системы натяжения трафафаретных сеток: механическая и пневматическая. Преимуществом механической системы без использования электричества и подачи сжатого воздуха является ее гибкость и возможность натяжения сетки на рамы различных размеров. С другой стороны, из-за использования человеческой силы, может произойти довольно серьезная ошибка - неравномерное натяжение по разным направлениям плетения нити. В механическом натяжном устройстве можно положить одновременно несколько рам на одну натягиваемую поверхность. В зависимости от конструкции натяжного устройства, можно натянуть раму достаточно большого размера.
Пневматическая система, конечно, более дорогая, но зато она дает быстрое, точное и равномерное натяжение по продольным и поперечным нитям. В 90% случаев сейчас используют пневматические устройства. Недостаток этой системы - сложная перенастройка на другой размер рамы.
В начале процесса натягивается сетка, расположенная над рамой. Дальше в секционной схеме натяжения зажим тянет на себя сетку, ответная деталь движется в противоположном направлении и давит на кромку алюминиевой рамы, при этом рама немного деформируется и сжимается. После приклеивания рама освобождается от давления - так сетка получает дополнительное натяжение. Кроме того, существуют одно- или двухконтурные системы подачи сжатого воздуха. Одноконтурная система используется для рамок с длиной стороны до 150 см. Диаметрально расположенные зажимы попарно соединены для подачи сжатого воздуха. Двухконтурная система используется для рам больших размеров (более 150 см). В этой системе натяжение до половины конечного значения происходит сначала в продольном, а затем в поперечном направлении плетения. Затем оба контура регулируются для установки конечного натяжения.
При натяжении сетки очень важно использовать значения натяжения, рекомендованные производителем Трафаретные сетки с одинаковой линиатурой, но с большим диаметром нити имеют более высокие значения натяжения, поскольку нить более высокого диаметра более прочная, и выдерживает большие нагрузки.
Сетка должна быть закреплена с четырех сторон и строго по направлению нитей плетения. При этом следует избегать избыточного натяжения на углах, формируя так называемые «карманы», потому что при сильном натяжении, особенно с помощью зажимов, может произойти разрыв сетки. Кроме того, следует обеспечить абсолютно ровную линию зажимов. Для контроля лучше всего предварительно провести на' сетке линию маркером. Поверхность рамы должна быть ровная, кромка без острых выступов. Необходимо поддерживать и проверять степень натяжения.
Существует несколько методов натяжения сетки. При стандартном методе после натяжки для восстановления и стабилизации выдерживается некоторое время и перед приклеиванием обязательно контролируем степень натяжения сетки. Интервальный метод используется только на пневматических установках, натяжение делается интервалами - сначала натяжение, потом стабилизация (или релаксация) сетки, опять натяжение, опять релаксация. Быстрый способ рекомендуется в исключительных случаях, когда во время печати тиража вдруг лопается сетка и необходимо быстро сделать трафарет. В этом случае сетка натягивается сразу со значением натяжения больше номинального на 15%, поскольку именно настолько упадет натяжение после снятия нагрузки. Сетка должна быть моментально приклеена к раме, тогда с ней можно работать дальше. Для стандартного натяжения такой способ не корректен.
Возможных причин потери напряжения много, чаще всего на стабильность влияет их совокупность.
-
Отсутствие времени на релаксацию перед приклеиванием сетки к раме.
-
-
Если сетка изготовлена из полиэфира (а этот материал очень восприимчив к колебаниям температуры), то ее не стоит использовать при очень высоких и очень низких температурах, т.к. они влияют на потерю натяжения.
-
Организовано PR-сопровождение значимых Слабый профиль рамы, механическое воздействие рамы на сетку и неравномерная фиксация сетки.
Главное, на что следует обратить внимание - сетка теряет приблизительно 15% от максимального напряжения. Чтобы удержаться в этих рамках, нужно делать натяжение сетки на пневматических устройствах и давать предварительное натяжение, или же позаботиться о том, чтобы выдержать более продолжительный период релаксации.
Клей для закрепления сетки нужно готовить в соответствии с технической инструкцией. В его состав входят собственно клей и отвердитель, соотношение которых при смешивании указывается в весовых %. Для правильной работы обязательно нужно пользоваться электронными весами. Поскольку отвердитель тяжелее клея, невозможно определить его количество по объему, это делается только по весу. Для тщательного перемешивания отвердителя с клеем предназначена емкость, выполненная из специального пластика, который химически не реагирует с клеем. Если остатки клея засохнут в емкости, их можно будет легко удалить, и использовать емкость многократно. Готовый клей наносят на кромку рамы коротко обрезанной кисточкой. После этого выдержать короткое время для высыхания и полимеризации клея, а затем обрезать сетку. Рекомендуется расположить грузы по внутреннему периметру рамы для максимально плотного прилегания сетки к раме.
Следует обязательно проводить проверку степени натяжения. Тест проводится с помощью прибора для измерения силы натяжения - тензометра. Тестируемые направления - продольное и поперечное.
Из представленного ассортимента самый современный продукт, очень быстро отверждаемый, закрепляющийся на подложках различного вида - KIWOBOND 1100 PowerGrip. Это новое поколение клея со временем заменит всем известный KIWOBOND 1000 НМТ, который сейчас пользуется наибольшим спросом.
Некоторые компании маркируют свои трафареты разными цветами, например, все трафареты 120 нит/см маркируются голубым цветом; 150 нит/см - зеленым. По цветам легко различать серии трафаретов. Пользуясь цветными пастами KIW0C0L0R, можно окрасить клей и таким образом отмаркировать трафареты.